Верхние скрипты: Нижние скрипты:
Цветовая схема
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения
  • 443009, г. Самара, ул. Краснодонская, дом 61
  • +7 (846) 200-17-72, 990-54-31; +7 (927) 260-54-31
  • mail@nevromedica.ru

Не хочет или не может? Причины неуспеваемости детей в начальной школе.

Количество просмотров: 2036

Поступление в школу – праздник для всей семьи. Покупка ранца, выбор школьной формы, подготовка к первому сентября. Сколько приятных волнений! Редкий первоклассник на вопрос: «Как ты будешь учиться в школе?» ответит: «Плохо!!!». Что же происходит с ребенком, когда начинаются «трудовые будни», почему одни дети с легкостью усваивают школьную программу, а другие с большим трудом преодолевают «марафон» начальной школы. Для того чтобы разобраться с проблемой неуспеваемости ребенка младшего школьного возраста необходимо ответить на важный вопрос: «Ребенок не может учиться, или не хочет учиться?». Остановимся на ситуации «не может учиться». Ребенок не справляется с учебной программой из-за проблем с развитием памяти, внимания, мышления, речи. Это может быть результатом задержки психического развития разного происхождения и «очаговых» (локальных) поражений центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов.

Родители таких детей жалуются на то, что приходится заучивать стихотворения, правила, рассказы, таблицу умножения в течение длительного времени, но в конечном итоге результат бывает неудовлетворительный. На приготовление домашних заданий тратится от двух до трех и более часов. Очень часто у таких детей страдает произвольное внимание, когда они готовят уроки, то отвлекаются на любую мелочь (залаяла собака за окном, кто-то заглянул случайно в комнату, где он занимается и т.п.). Результаты работы в классе, как правило, хуже, чем дома. У родителей возникает ощущение, что их ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, что самостоятельно понять, выучить какой-либо учебный материал он не может. Поэтому количество дополнительных занятий увеличивается как снежный ком. Но чем дольше такие дети готовят уроки, тем больше ошибок они делают, т.к. нарастает утомление, снижается корковый контроль, возникает эмоциональная нестабильность. В конечном итоге ребенок начинает чувствовать себя «худшим» в классе, «неспособным учеником» и старается сделать все, чтобы избежать неприятной ситуации под названием «школа».

Он не хочет учиться. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется. Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы - это любознательность, интерес, стремление понять окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют специальные педагогические приемы, которые называют внешними мотивами. Это наказания и награды, угрозы и требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о будущих благах и пользе и т.д.

Формирование внутренних мотивов процесс длительный и родителям необходимо набраться терпения, когда внешние учебные мотивы у их ребенка «перейдут» во внутренние. На этом тернистом пути ученик получит не одну двойку, прежде чем станет «хорошистом» или «отличником». Но бывают ситуации, когда родители панически боятся «плохих оценок», мелочно контролируют не только учебную деятельность, но и жизнь ребенка, практически не давая ему самостоятельности, без которой внутренняя мотивация невозможна. Внутренний мотив без самостоятельного преодоления трудностей у ребенка не сформируется никогда. Сопротивляясь воле взрослого, ребенок демонстрирует реакции либо активного, либо пассивного протеста: отказывается посещать школу, «забывает» записать домашние задания, жалуется на плохое самочувствие и т.п. Если такому ребенку не оказать необходимую помощь, то со временем у него может сформироваться «школьный невроз».

Что же посоветовать родителям? Прежде всего, при возникновении у детей проблем со школьной успеваемостью необходимо обратиться к врачу, и пройти обследование, ведь часто школьные трудности являются проявлением нервно-психических заболеваний. Лучше обратиться в специализированный центр, где с Вами поговорят невролог, психотерапевт и психолог. Основная задача врача, решить на основе проведенных исследований, что требуется, для того чтобы помочь вашему ребенку. Дополнительную информацию о состоянии головного мозга может дать электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Если выявляется патология, то лучше пройти комплексное лечение включающее, как медикаментозную терапию, так и психотерапию. А в тех случаях, когда патологии нервной системы нет, то можно ограничиться психологической коррекцией.

Чаус Ирина Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент, член всероссийского психологического общества,

член федерации психологов образования России, член международной ассоциации школьных психологов (ISPA)